Новые музеи в Коломне

В поисках утраченного времени

Как частные музеи меняют городскую среду

Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости

Предпринимательство в социальной сфере, как и добрый поступок, вовсе не означает, что речь идет исключительно о самопожертвовании и чистом альтруизме. Социальный проект не только может, но и должен быть коммерчески успешным, что делает это дело не только добрым, но ещё и результативным.

Войти во вкус

Окружающая жизнь такова, какой ее делаем мы сами. Каждый день. Принимая или не принимая решение. Совершая или не совершая поступки. Испытывая страсть или оставаясь равнодушными. Это — основа, на которой возникает любой значимый проект.

Несколько лет назад в подмосковной Коломне появился необычный музей. Его главным, а по сути — единственным героем стала… пастила. Не та, что продается сегодня в любом магазине, а та, которую перестали делать лет сто назад. Совершенно уникальная — коломенская, настоящий локальный гастрономический специалитет, слава и гордость старинного русского города, его подлинный символ на протяжении нескольких сотен лет.

«Все началось с любви, — рассказывает Наталья Никитина, решительный вдохновитель оригинального музейного стартапа. — Любви к Коломне, в которую я случайно попала много лет назад и где осталась навсегда. Я сильно переживала, что древняя и богатая история города уходит в прошлое, забывается, превращается в набор каких-то дат, событий, имен, за которыми уже не видно жизни. Я решила вернуть своим современникам подлинный вкус этой жизни, причем в буквальном смысле слова». Так и появилась «Коломенская пастила» — музей исчезнувшего вкуса.

Наталья и ее единомышленница Елена Дмитриева проделали огромную работу: раздобыли рецепты, освоили технологию, наладили небольшое производство. Выиграв несколько грантов, взяли у города в аренду изрядно обветшавший флигель старинной усадьбы, привели его в порядок, создали там экспозицию из подлинных экспонатов, которые можно потрогать руками, разработали театрализованные экскурсии с обязательной дегустацией коломенских деликатесов.

 

Поначалу сами все делали: мыли яблоки, запекали в печи, разминали, сушили, взбивали с белком и сахаром, перемешивали с орехами и фруктовыми пюре. Безо всяких красителей, загустителей, жиров и консервантов. Когда поняли, что желающих попробовать, посмотреть и поучаствовать в процессе гораздо больше, чем предполагалось, открыли небольшую фабрику по соседству с музеем — как раз в том доме, где до революции располагалась пастильня купца Чуприкова. Здание стояло практически в руинах, его привели в порядок. Теперь здесь целое хозяйство — собственный сад, где выращивают правильные «пастильные» яблоки, аутентичное оборудование вроде барабана Рейса и котла Цемша, фирменный магазин.

Сегодня самый сладкий квартал Коломны входит в число главных городских достопримечательностей. Вокруг «вкусного» музея кипит жизнь: проводятся арт-фестивали, снимаются фильмы, устраиваются инсталляции, организуются театральные постановки. Но не только. Местные жители активно подключились к процессу — пополняют музейную экспозицию новыми экспонатами, приносят рецепты, воссоздают яблочные сады, которые некогда были неотъемлемой частью городского ландшафта.

 

Что в сухом остатке? Частная социальная инициатива обернулась выгодным коммерческим предприятием. Существенно вырос туристический поток, создано несколько десятков рабочих мест, в казну идут приличные отчисления, а город гордится уникальным гастрономическим продуктом не меньше своего древнего кремля.

Среди нехоженных путей

Успех «Коломенской пастилы» вдохновил Никитину и Дмитриеву на другие знаковые проекты. Возле Пятницкой башни коломенского кремля заработали музеи «Калачная» и «Изначалья». Оба частные, оба в арендуемых у города и приведенных в порядок собственными силами исторических зданиях, оба строго ориентированы на локальную традицию. «То, что не цепляется за землю, долго не живет, —уверена Никитина. — Чтобы вырастить подлинно успешный бренд, ему нужна твердая культурная опора».

 

«Калачная» логически продолжает проект «истории со вкусом», ведь калач наряду с пастилой считался одним из важнейших коломенских специалитетов, и после революции его постигла ровно та же судьба — забвение. В музее отсутствует как таковая экспозиция. Главным героем здесь является сам процесс создания калача по восстановленной оригинальной рецептуре. В формате театральной постановки гостей знакомят с составлением таинственной «смеси мук», замешиванием теста на хмелю, его разделкой на ледяном столе и выпечкой в дровяной печи. Любой желающий может принять участие в процессе. Завершается действо чаепитием со свежевыпеченным калачом. Но и здесь все непросто: гостям объясняют, как правильно есть калач и почему нужно двигаться непременно от зажаристой «губы» до твердой «ручки», а не наоборот. Отсюда, как считается, и пошли известные всем выражения «раскатать губу» и «дойти до ручки». Калачи выпекают штучно и навынос не продают. Как следствие — в музее постоянная очередь, а коломенские калачи стали местной достопримечательностью. Ну как теперь, побывав в Коломне, не отведать местной пастилы и калача!

 

«Изначалья» — проект совершенно иного формата. В здании XVIII столетия выставлено частное собрание одного из коломенских коллекционеров. Это музей, созданный в буквальном смысле слова из денег. Центром экспозиции является уникальная «коломьска» деньга со взлетающей птицей (в мире известно всего шесть таких монет, и три из них представлены именно в коломенском музее). Отчеканенная вскоре после Куликовской битвы, она являет собой своеобразный символ возрождающейся Руси. Однако монета включена в широкий исторический контекст — от самых ранних денег, известных человечеству, до первой общерусской чеканки послемонгольский эпохи. «Изначалья» — отличный пример того, как на ограниченном пространстве и на узко тематическом материале можно сделать концептуальный и предельно информативный историко-культурный проект. Кстати, «Изначалья» находится в одном доме с «Калачной», так что от прошлого до настоящего, от вещи до вкуса здесь буквально один шаг.

Гений места

Формировать культурное пространство города можно не только апеллируя к артефактам и вкусам далекого прошлого. Никитина уверена: в этом деле важна каждая бытовая мелочь, важен каждый день, независимо от того, когда и как он прожит. Ибо всякое время уникально, и у всякого времени есть свои герои.

Может ли быть кому-то интересна обыкновенная советская коммуналка с ее нарочитой теснотой, общей кухней, уже подзабытыми вещами, специфическим бытом и хлюпающим туалетным бачком? Между тем еще совсем недавно так жили властители дум целого поколения. Жили здесь, совсем рядом с нами, сегодняшними, жили независимо и гордо, превращая серое нечто повседневности в горнило подлинной духовности и яркого творчества.

В самом центре города, в доме с видом на храм Иоанна Богослова и памятник Ленину открылась «Арткоммуналка» — может быть, самый необычный из всех проектов Никитиной и Дмитриевой. Он посвящен диссидентской Коломне эпохи хрущевской оттепели. А еще персонально Венечке Ерофееву, ибо именно здесь случился поворот его удивительной судьбы — от грузчика винного отдела магазина «Огонек» до автора первого литературного шедевра русского постмодерна.

Как и все остальные проекты, «Арткоммуналка» не сводится лишь к экспозиции. Это живой организм, источник перманентной творческой революции, создающий современное городское искусство с его открытостью, неформальностью, толерантностью и трансграничностью. Здесь, шагнув с фонариком в старый одежный шкаф, можно вдруг попасть в альтернативный мир творческой фантазии, ошалеть от темноты и долго потом думать: что же это было?

Неформальная обстановка «Арткомуналки» сделала ее любимым местом творчества. Здесь постоянно проходят мастер-классы, концерты, устраиваются необычные арт-инсталляции и перформансы, действует арт-резиденция для писателей и художников. А еще вокруг нее сложилось сообщество единомышленников, хоть и живут они кто в Москве, кто в Саратове, а кто в Мюнхене.

Сегодня трудно поверить, что всего шесть лет назад ничего этого в Коломне не было. Даже не хочется думать, что этого могло не быть вовсе. Ведь не появись в старом русском городе в 80 километрах от Москвы люди с идеей создания «города-музея» — и вместо деревянных горок, восстановленных по рисункам XIX века, в историческом центре Коломны уже стоял бы бетонный супермаркет, окруженный платными автостоянками. Говорят, у мэра на столе уже лежал подписанный проект…

Александр Сидоров

Поделись добром:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Live
  • RSS
  • Блог Я.ру
  • Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *